Как начать продавать на маркетплейсах с нуля
Благодаря повсеместной цифровизации торговля, основанная на старых методах, постепенно уходит в небытие.
Интернет-торговля, наоборот, способна приносить по-настоящему большие обороты и прибыли. С помощью маркетплейсов легко обзавестись собственным бизнесом, даже с небольшим бюджетом и минимальными навыками.
Маркетплейс – хороший помощник для начала торговли, так как берёт часть производственно-торговых процессов на себя. Продвижение, доставка, процесс оплаты – всё это, как правило, ответственность маркетплейса.
Выясним, что нужно для того, чтобы начать торговать на маркетплейсе.
Шаг 1. Выбор продукта и площадки
На маркетплейсах продают буквально всё, что только можно встретить в обычных магазинах.
Все могут найти применение собственным умениям: от небольших ИП, создающих собственные hand made продукты или закупающие товары мелким оптом, до крупных ритейл-игроков, у которых оборот достигает нескольких десятков миллионов в месяц.
Так сложилось, что продавцы с техникой, гаджетами, бытовыми аксессуарами для дома идут на Озон. Те игроки, которые продают товары собственного ручного производства, выбирают Ярмарку мастеров или Etsy.
Wildberries – для реализаторов одежды, текстиля и обуви. Можно подключить личный кабинет WB от сервиса MPSTATS и получить доступ к самым эффективным инструментам аналитики.
Но на всех площадках есть разные товары. Среди маркетплейсов также есть такие, как ЯндексМаркет, СберМаркет, Aliexpress и другие.
Шаг 2. Анализ условий онлайн-агрегаторов
Начать стоит с перечня разрешённых к продаже товаров и статуса продавца: самозанятых в большинстве случаев не допускают к продаже. Ещё один ключевой момент – взаимодействие со складами и передачей товара на хранение до момента продажи. У площадок есть разное количество складов в различных регионах. Наконец, вывод средств и комиссия – важный аспект.
Второстепенные нюансы: цена доставки и условия возврата товара, требования к оформлению карточек товаров.
Шаг 3. Процесс регистрации на площадке
Регистрация предполагает предоставление актуальной, достоверной информации. Нужно быть готовым к предоставлению сканов документов.
Важно: не все маркетплейсы принимают российских поставщиков и продавцов. Например, Etsy – ввёл жёсткие ограничения.
Шаг 4. Планирование доставки и упаковки
Каждый агрегатор вводит собственные правила на этот счёт, они не всегда одинаковые. Одни – сами занимаются реализацией, упаковкой товаров, другие площадки переложили эти функции на продавцов. От этого может зависеть, например, минимально необходимый остаток товара на складе, а это значит, что продавец должен заранее позаботиться о передаче товарной партии на хранение.
Шаг 5. Подготовка контента для публикации
Копипаст на большинстве площадок не пройдёт. Агрегатор потребует уникальный контент для размещения. Чтобы его подготовить, потребуется время, ресурсы и средства на оплату услуг фотографа, копирайтера, модели и других специалистов, необходимых в качестве помощников начинающему предпринимателю.
Модераторы строго следят за этим пунктом, особенно тщательно контролируют размещаемые фото. Этот этап – для многих самый сложный и трудный поначалу.
База знаний MPSTATS – сервиса аналитики маркетплейсов – содержит инструкции по работе с полезными инструментами для анализа карточек товара.
Шаг 6. Работа с CRM
Интерфейс CRM онлайн-площадок часто устроен по принципу интуитивности и не представляет больших проблем, но иногда предприниматели обращаются к опытным наставникам за первичным обучением. Оно – платное, к этому нужно быть готовым.
Если предприниматель уже использует какую-либо программу бухучёта, то имеет смысл уточнить заранее, работает ли агрегатор с данным ПО – возможна ли интеграция. Автоматизация процессов учёта может сэкономить до 50-70% рабочего времени сотрудников.