Воспитание ребенка от «А» до «Я»
Еще в утробе матери у ребенка закладывается психика, формируются нервная система и основы врожденных способностей. Поэтому воспитание детей начинается еще до их рождения и заканчивается только с завершением юношеского возраста. За это время родителям нужно успеть сделать колоссально много! Как не ошибиться при выборе методов воспитания и успеть реализовать все, что задумано
Маленькие детки - небольшие бедки…
Ученые говорят, что новорожденный подобен «чистому листу бумаги». То, каким он станет, когда вырастет, зависит в большей степени от воспитания. Хотя врожденные способности тоже сыграют свою роль. В первые два года жизни, все, что потребуется малышу – это сон, пища и любовь родителей.
Современный режим «свободного кормления» предполагает, что получать еду, новорожденный должен по первому требованию, а не по расписанию (как это было принято раньше). Режим сна и бодрствования он, отчасти, тоже выбирает сам. Только со временем, родители могут начать приучение к удобному для них режиму сна-бодрствования.
Самое главное, что необходимо учитывать при воспитании детей грудного возраста - эмоциональная связь с родителями. С первых секунд появления на свет и до 3-5 лет, основной задачей для мамы и папы будет окружение малыша любовью и заботой. Первые несколько месяцев после рождения, более сильная духовная связь установлена у малыша с матерью. Это происходит по вполне понятным причинам. Отцу необходимо принимать активное участие в уходе за грудничком: брать дитя на руки, помогать купать, играть и «агукать» с ним. Только так, произойдет установление контакта и возникнет привязанность.
Первые кризисы воспитания
Первая серьезная проверка в воспитании детей связана с наступлением возраста трех лет. В это время ребенок переживает свой первый в жизни серьезный кризис. Он больше не чувствует себя частью матери, как это было раньше. Ученые называют его «кризис Я-сам». Внешне он проявляется в желании подросшего малыша все делать самостоятельно. Это касается всех сфер жизни: выбора одежды, способа передвижения, самостоятельного приема пиши и завязывания шнурков.
Для благополучного преодоления кризиса трех лет, необходимо пойти на поводу у ребенка и давать ему право выбора или иллюзию этого права. Пусть он сам решает, что ему кушать на обед, красные или зеленые носочки надевать и т. д. Родителям ни в коем случае нельзя раздражаться и кричать на дитя. Даже если вы опаздываете на мероприятие, а он долго, но самостоятельно, застегивает пуговицы, терпите! В случае неправильно выбранной тактики воспитания детей этого возраста, в будущем гарантированы последствия. Повзрослев, ребенок всю жизнь будет доказывать окружающим свою самостоятельность. Ему будет трудно обращаться за помощью и позволять заботиться о себе.
возраст почемучек
Следующий этап в воспитании связан с «возрастом почемучек». Примерно в 4-5 лет, у малыша появляется огромное количество вопросов. Все их он непременно задает родителям. Вопросы сыпятся как из «рога изобилия» и не всегда имеют логический ответ. И вновь, маме и папе стоит запастись терпением и доходчиво объяснять, почему небо синее, а рыбки не летают.
Готовим ребенка к школе
Благополучно преодолев первые трудности, на горизонте появляется новый рубеж – подготовка к школе. Основная задача родителей в этот период, научить малыша общаться в коллективе. Детские психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад или иные учреждения (кружки, секции, группы развития), где ребенок будет общаться со сверстниками.
Первый опыт взаимодействия между детьми происходит в играх. Это чрезвычайно важный этап! Прогулки во дворе – не выход. Необходимо, чтобы игры происходили без участия мамы и папы, но под присмотром опытного педагога. Задача воспитателя правильно подбирать и контролировать эти развлечения. Воспитание детей в рамках грамотно выстроенной игры научит ребенка принимать правило «мое – чужое», считаться с мнением других, преодолевать эгоизм и быть терпимым к окружающим.
В дошкольном возрасте дети бессознательно копируют поведение своих родителей.
Влиять на детей можно только личным примером. Бесполезно говорить им не делать того или иного, если сами родители не соблюдают этих правил. Придя в школу и оставшись без домашнего присмотра, ребенок в полной мере продемонстрирует стереотип поведения мамы и папы. Ведь основным авторитетом для дитя, в этом возрасте, являются мама и папа. Он больше всего дорожит именно их мнением и изо всех сил старается быть похожим на своих родителей. Чуть позже эта ситуация изменится.
На пути к гармоничному развитию
Попробуйте ответить на вопрос, что вы понимаете под словосочетанием «гармоничное развитие ребенка». Психологи считают развитие гармоничным только в том случае, если оно соответствует способностям и интересам. В воспитании детей не нужно ничего навязывать. Если есть интерес и все данные заниматься музыкой, в ущерб спорту – нужно сосредоточиться именно на ней. И наоборот. При наличии желания и природных данных к спорту, стоит сделать акцент на нем, пусть даже в ущерб творческим занятиям.
Есть вещи, которые заложены природой. Мы не в силах их изменить. И родителям ни в коем случае не нужно пытаться этого делать.
Оптимальная тактика при выборе кружков и секций, которые будет посещать ребенок помимо школы, попробовать многое, но ничего не навязывать. Пусть он сам сделает выбор. Единственное, в чем маме с папой нужно быть непреклонным и проявить строгость – обязать выбрать хоть что-то.
В дальнейшем следует контролировать регулярное посещение занятий и всеми силами «подогревать» интерес сына или дочери, к выбранному виду деятельности. Это достаточно просто. Достаточно активно хвалить за малейшие успехи и не ругать за неудачи. Совместно, за семейным столом, строить «далеко идущие» планы и всячески поддерживать своего ребенка в их достижении. Таким образом происходит формирование ответственности и целеустремленности.
Проблемы средней школы
Переход от младшего школьного возраста к подростковому очень сложен как для воспитателей, так и для воспитываемых. В диапазоне от 10-12 до 13-14 в жизни ребенка происходят большие изменения. Это время второго большого кризиса взрослеющего дитя. Помочь пережить это время, задача родителей. Важную роль играют теплые, доверительные отношения между двумя поколениями. Чем более тесно и открыто общаются в семье, тем легче будет преодолевать трудности переходного возраста.
«Кризис подросткового возраста» или «кризис полового созревания» происходит по естественной причине: физиологические изменения в организме. Нужно время для того, чтобы гормональная перестройка полностью завершилась, а подросток научился справляться со своими более сильными, чем раньше, эмоциями.
Отчасти, ответственность за половое воспитание детей лежит на школе. В рамках обязательной программы нет уроков тему полового созревания. Однако, опытные педагоги, все чаще настаивают на необходимости их проведения. Так дети учатся говорить о проблемах, связанных с физиологическими изменениями более открыто. Это дает им возможность понять, что все происходящее с их организмом естественно, так же, как у других. Чем более информирован ребенок, тем менее болезненно проходит этот период.
При воспитании детей подросткового возраста, и родителям, и школьным педагогам важно с любовью и пониманием относиться к своим подопечным. Это не просто, ведь речь идет о повышении уровня агрессивности, появления неадекватных реакций, появлению чрезмерной обидчивости (у девушек - слезливости) и т. д. Нельзя отвечать агрессией на агрессию и применять диктаторские методы. Это может привести к утрате эмоциональной связи с взрослыми, восстановить которую будет непросто, а в некоторых случаях, невозможно. Важно научиться вести диалог и обо всем договариваться.
Важность общения со сверстниками
Отношения со сверстниками у подростков 12-14 лет, выходят на «первый план». Если раньше мнение родителей было самым важным, то сейчас все изменяется. Поступки и действия подростка направлены на то, чтобы произвести хорошее впечатление на друзей. Если дети ругаются матом в дошкольном возрасте, скорее всего они просто копируют кого-то из ближайшего окружения. Сквернословие в подростковом возрасте имеет другие причины. Так происходит самоутверждение в группе.
Основная родительская роль в воспитании детей-подростков, контролировать круг общения. То, в какой социальной среде «вращаются» дети, как никогда важно. Ценности и правила принятые там, подросток принимает безоговорочно. Если его друзья считают что получать знания – это важно и хорошо, он будет стараться учиться и получать хорошие отметки. Но если в группе принято бездельничать и отбирать деньги у младших, увы, ребенок будет делать это. Не потому, что он плохой, а лишь с целью заслужить уважение своих товарищей.
Лучше, когда родители, воспитывая детей, с малых лет сами формировали круг их общения. Пока ребенок ходит в младшие классы, это делать значительно проще. Помните, что в случае, если момент упущен и подросток связался с плохой компанией, ругать его бесполезно. Запрещать общаться с теми или иными ребятами, тоже не лучшая тактика. Маме и папе придется проявить хитрость и изобретательность. Больше времени проводить вместе, всей семьей. Стараться эмоционально «цеплять» ребенка. Через положительные эмоции, пробовать внедрить новое увлечение, и увести, таким образом, сына или дочь от плохой компании.
«Дорога» во взрослую жизнь
Начиная с 13-14 и до 16-17 лет, происходит окончательное взросление и становление состоятельной личности. В воспитании детей юношеского возраста необходимо заострить внимание на формировании отношения к труду и способам добывания денег. Именно в этом возрасте, подростку необходимо заработать свой первый капитал. Лучше, если это будет летняя или иная подработка.
Как вариант можно предложить оплату родителями за труд. Можно устанавливать определенный премиальный фонд и материально поощрять за спортивные или творческие достижения. Важно, чтобы карманные деньги перестали доставаться просто так. Роль трудовой деятельности в воспитании детей трудно переоценить.
Главное, не перегнуть палку и не превратить доверительные и искренние отношения - в финансово-деловые. Деньги на необходимые вещи (обеды, проезд, одежду) должны доставаться просто так. А вот на дополнительные «прихоти» - нет.
Помните, какие бы методы в воспитании детей вы не применяли, главное, чтобы ребенок был счастливым!